С января 2027 года миллионы работников в Германии будут получать меньше на руки. Для некоторых доплата превысит 100 евро в месяц.
Новые пороги соцвзносов в Германии с 2027: сколько вы потеряете. Фото: ausnews.de

Новые пороги соцвзносов в Германии с 2027: сколько вы потеряете из-за роста предельных баз? С января 2027 года в Германии меняется система расчёта взносов на социальное страхование. Для многих работников это означает, что на руки они будут получать меньше, чем сейчас.

Причина — повышение так называемых предельных баз, то есть сумм, до которых с зарплаты удерживаются взносы в кассы медицинского, пенсионного страхования и страхования по уходу.

Проще говоря: если раньше взносы начислялись только на часть вашей зарплаты, то теперь они будут начисляться на большую сумму. И чем выше ваш доход, тем заметнее будет разница. В некоторых случаях речь идёт о более чем 100 евро в месяц.

Читайте также: Германия вводит два новых налога и более 1000 госдолжностей с 2027 года.

Новые пороги соцвзносов в Германии с 2027: сколько вы потеряете

Что такое предельная база и почему она важна? В Германии взносы на социальное страхование платятся не со всей зарплаты, а только до определённого потолка. Этот потолок называется предельной базой для начисления взносов. Всё, что работник зарабатывает выше этой суммы, взносами не облагается.

Каждый год этот потолок немного повышается — обычно в соответствии с ростом зарплат в стране. Но в 2027 году повышение будет особенно сильным, потому что к обычной корректировке добавят ещё одно дополнительное увеличение.

Именно поэтому для тех, кто зарабатывает на уровне этого потолка или выше, взносы вырастут, а чистая зарплата соответственно уменьшится.

Читайте также: Налоговая реформа 2027: многие в Германии получат меньше на руки.

Новые пороги соцвзносов в Германии с 2027: насколько вырастут пороги?

Порог для медицинского страхования, который также применяется к страхованию по уходу, поднимется с 5 812,50 евро до 6 375 евро в месяц. Это рост на 562,50 евро, то есть почти на 10 процентов.

Порог для общего пенсионного страхования и страхования по безработице вырастет с 8 450 до 8 850 евро в месяц, то есть на 400 евро. Для работников горнодобывающей промышленности действует отдельный порог: он поднимется с 10 400 до 10 900 евро в месяц.

Также увеличится порог обязательного страхования — с 6 450 до 7 012,50 евро. Он важен не для размера взносов, а для права перейти в частную медицинскую страховку.

Как вырастут предельные базы для социальных взносов в 2027 году:

Вид порога Было (€) Станет (€) Разница (€)
Медицинское страхование и страхование по уходу. 5 812,50 6 375,00 +562,50
Порог обязательного страхования. 6 450,00 7 012,50 +562,50
Пенсионное и страхование по безработице. 8 450,00 8 850,00 +400,00
Горнорудное пенсионное страхование. 10 400,00 10 900,00 +500,00

Читайте также: Госслужащие в Германии не платят соцвзносы — но налогов у них больше.

Кого коснётся и сколько придётся доплачивать

Затронуты будут миллионы людей. По данным Федерального агентства по труду, уже в 2025 году каждый четвёртый работник с полной занятостью зарабатывал больше 5 694 евро в месяц — то есть был близок к прежнему порогу.

Институт немецкой экономики подсчитал, что только дополнительное повышение порога на 300 евро затронет 6,3 миллиона работников. Правда, эти расчёты основаны на данных о доходах за 2023 год, так что реальное число может быть больше.

Сколько именно потеряет конкретный человек, зависит от его зарплаты. Если доход лишь немного превышает новый порог медицинского страхования, доплата составит до 59,34 евро в месяц.

Если зарплата выше и нового порога пенсионного страхования — а это от 8 850 евро брутто —, общая доплата достигнет 101,74 евро.

Работники без детей платят больше, потому что у них выше взнос на страхование по уходу. Для них максимальная доплата составит 105,12 евро в месяц.

Сколько потеряют работники при разной зарплате: расчёт по месяцам

Зарплата брутто (€) Доплата медстрахование (€) Доплата пенсионное (€) Итого (€)
5 500 0 0 0
6 200 40,88 0 40,88
6 375 +59,34 0 59,34
8 600 59,34 15,90 75,24
8 850 +59,34 42,40 101,74

Эти расчёты сделаны на основе ставок взносов и среднего дополнительного взноса касс медицинского страхования на 2026 год. Они действительны для работников с как минимум одним ребёнком и для тех, кто живёт за пределами Саксонии — там из-за особого правила в страховании по уходу суммы немного другие.

Читайте также: Германия — на последнем месте в мире по налогам: рейтинг 48 стран.

Почему пороги растут так сильно и кто этим недоволен

Обычно предельные базы повышаются раз в год с учётом роста зарплат. В 2027 году этот рост составил бы 4,38 процента. Но к нему добавили ещё одно повышение: порог для медицинского страхования и страхования по уходу дополнительно увеличивают на 300 евро в месяц.

Именно это дополнительное повышение и вызывает критику. Президент Союза налогоплательщиков Райнер Хольцнагель называет происходящее «замаскированным повышением налогов» для квалифицированных специалистов и семей с хорошими доходами.

По его мнению, проблема не в том, что кассы медицинского страхования получают мало денег, а в том, что они слишком много тратят. Сокращать нужно расходы, а не увеличивать взносы.

Читайте также: Германия признана худшей страной по налогам для иностранцев, но одной из лучших для жизни.

Новые пороги соцвзносов в Германии с 2027: когда решение вступит в силу

Пока нововведение окончательно не утверждено. Федеральное министерство труда представило свой проект 21 сентября 2026 года.

Теперь его должны одобрить кабинет министров и бундесрат — представительство земель.

Если всё пойдёт по плану, новые правила начнут действовать с 1 января 2027 года. Это значит, что уже с первой зарплаты в новом году миллионы работников в Германии почувствуют изменения на своём банковском счёте.

Читайте также: Налоги на пенсию в Германии растут в 2026: почему многие теряют выплаты.

Обложка: ausnews.de